«День святого Валентина» – день всех влюбленных или мученический подвиг святого?
Наверное, почти все замечали, как за несколько дней до 14 февраля магазины и рекламные плакаты начинают подготавливать народную массу к празднованию так называемого «Дня св. Валентина». Кто-то делает для себя выбор в пользу празднования этого праздника, кто-то просто покупает умело предложенные товары, чтобы порадовать своих близких, кто-то равнодушно пропускает мимо весь информационный поток, а кто-то резко открещивается от этого святого, называя весь праздник очередной «католической ересью» (при этом мало задумываясь о значении понятия «ересь»), а самого святого очередным «католическим выходцем». В этой статье будут изложены факты, которые помогут нам отделить установившиеся заблуждения и нехристианские традиции в праздновании «Дня всех влюбленных» от почитания памяти святого Валентина и его мученического подвига во имя Христа.
День святого Валентина как противовес языческому празднику
К лику святых до недавнего времени было причислено три святых с именем Валентин: мученик Валентин Доростольский, священномученик Валентин Интерамский и священномученик Валентин Римский. В настоящее время достаточно определенно можно говорить о том, что 14 февраля отмечали память мученической кончины сщмч. Валентина, епископа Интерамны. Обратимся к истории.
В V веке в римском обществе продолжали праздновать языческие праздники и совершать ритуальные жертвоприношения. Правящий в это время папа Римский Геласий решил окончательно искоренить все языческие праздники и обычаи. В историю Христианской Церкви он войдет как решительный борец с остатками языческих культов. К таким культам относился и знаменитый праздник Луперкалии, языческий праздник плодородия, праздновавшийся с 14 по 15 февраля (по новому стилю). Не вдаваясь в подробности, как именно его праздновали, можно отметить, что основными действующими лицами праздника были молодые юноши и девушки, совершающие определенные ритуальные действия интимного характера.
Вот этот праздник и предстояло искоренить папе Геласию, и это стоило ему немалых усилий. Для наибольшего забвения языческих обычаев христианская Церковь к этому времени использовала уже проверенный способ – замена языческих праздников днями церковных праздников и поминовений. Языческий праздник Луперкалий приходился сразу на два дня, 14 и 15 февраля, поэтому необходимы были сразу две церковные даты. Что касается 15 февраля, то здесь вопрос решался просто. На этот день приходилось Сретенье Господне. Сам праздник Сретенье возник в Иерусалимской Церкви в IV в., но он не являлся самостоятельным праздником, а был днем, завершающим сорокадневный цикл после праздника Рождества Христова. Для придания этому дню особого статуса, папа Геласий возвел его в ранг господских самостоятельных праздников. Но оставалось найти еще одну памятную дату, относящуюся к 14 февраля, и поэтому внимание папы было обращено к только что прославленным новомученикам, среди которых нашелся святой, чья мученическая кончина приходилась как раз на этот день. Это был сщмч. Валентин. Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Со временем начались строиться храмы в его честь, и в последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах.
Английский писатель Джеффри Чосер, как автор рождения литературной легенды
Священномученик Валентин почитался вплоть до конца XIV века исключительно как исповедник христианской веры, принявший мученическую кончину ради Христа. Что же случилось дальше? В 1382 году английский писатель Джеффри Чосер в своей поэме «Птичий парламент», ради красоты поэтического образа, описал, как в Валентинов день птицы начинают искать себе пару. Красиво придуманный образ, не имеющий ничего общего с действительным биологическим брачным циклом в жизни английских пернатых, все же был подхвачен английской романтической литературой. В последующих произведениях английских и шотландских авторов эта мысль дополнилась множеством красивых легенд. Образ святого Валентина как покровителя влюбленных закрепилась в умах жителей «загадочного туманного Альбиона» настолько, что уже в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, выпущенной в 1890-1907 годах, упоминается о некой древней английской традиции 14 февраля: «накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось, таким образом, молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», так же, как и он ее «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его дамой сердца».
Итак, с легкой руки «отца английского литературного языка», Джеффри Чосера, образ этого христианского святого стал все более связываться с темой любви мужчины и женщины. В Новый Свет и Европу празднование дня святого Валентина как дня влюбленных пришло к началу XIX века, когда за дело взялись коммерсанты и уличные торговцы. Именно они и подхватили идею писем в виде сердца с любовным посланием, воспользовавшись образом писем Карла Орлеанского к своей жене, которые он ей писал, находясь в Тауэрской тюрьме. В Россию празднование такого рода пришло вместе с наступлением 90-х годов XX века.
Католическая Церковь в борьбе с Днем всех влюбленных
Официально Римская Католическая Церковь никогда не смешивала почитание св. Валентина с днем влюбленных, и до недавнего времени, мученический подвиг святого во имя Христа, это единственное, что Католическая Церковь вспоминала в этот день. Однако со временем, столь бурное распространение любовного образа праздника, который связывали с именем этого святого, заставило Католическую Церковь пойти по самому, как казалось, «простому пути» – убрать из общецерковного католического календаря имя святого Валентина, чтобы он не был опорочен. В официальном документе было указано на недостаток информации об этом святом для возведения его в ранг общецерковных святых.
Сегодня сщмч. Валентин является местночтимым святым, а празднование его памяти, является «факультативным». Видя в «Дне всех влюбленных» языческие корни, Католическая Церковь объявила день 14 февраля – Днем покровителей Европы – святых Кирилла и Мефодия, которые пользовались еще при жизни особым уважением у католического епископата (в Русской Православной Церкви, как и Православных Поместных Церквях, память свв. Кирилла и Мефодия отмечается 24 мая по новому стилю, а 14 февраля является днем памяти святого мч. Трифона.)
День памяти сщмч. Валентина в Православных Церквях
Дни празднования памяти сщмч. Валентина Интерамского в Католической и Православной Церкви разнятся, несмотря на то, что канонизация святого произошла еще до разделения Церквей на Католическую и Православную. Католики отмечают его память как местночтимого святого 14 февраля (1 февраля по старому стилю). Канонизация святого Кафолической Западной Церковью произошла в 496 г. Кафолическая Восточная Церковь отмечает память святого 12 августа (30 июля по старому стилю). Разница в датах связана с тем, что Западная и Восточная Церковь в момент прославления новомучеников папой Геласием I не имела литургического общения несколько десятилетий. После восстановления общения, в начале VI века, Православный Восток в последующие десятилетия также ввел в свой богослужебный календарь этих мучеников первых веков Христианской Церкви, но дни празднования памяти святых стали разниться.
Мученический подвиг сщмч. Валентина, епископа Интерамны. Мощи святого.
Валентин Интерамский жил в III веке в Риме. Он был епископом в городе Интераме, который со временем был переименован в Терни. Святой Валентин был искусным врачом и обладал даром целительства. К нему обратился язычник Картон с просьбой вылечить его сына Херимона, которого болезнь согнула до колен, и он никак не мог выпрямиться. Валентин стал молиться над больным, и тот вскоре исцелился. После выздоровления Херимон и его отец Картон, а также многие язычники уверовали в Господа. О массовом крещении узнал градоначальник, сын которого Авундин тоже стал христианином. Градоначальник обозлился и приказал заключить святого Валентина в тюрьму. В тюрьме он продолжал лечить и обращать заключенных в христианскую веру, за что был предан мучениям и впоследствии умерщвлен. Ученики сщмч. Валентина перенесли его тело в город Интерам. В четвертом веке в честь святого Валентина была построена базилика, которая благодаря реконструкциям сохранилась до наших времен. Здесь в главном алтаре хранятся святые мощи Валентина Интерамского.
В 2001 г. Святейший патриарх Алексий II принял в дар от епископа города Терни частицу мощей св. Валентина, которой сегодня может поклониться каждый верующий в храме Христа Спасителя.
Печатается по тексту «Вестника Прихода храма св. ап. Иоанна Богослова на Бронной» №3 за февраль 2015 года